Мир перевернулся
И продолжает вертеться
Ночной кошмар или сладкий сон - это она, пермская культурная революция. Красные человечки, "табуретка", Музей современного искусства появились именно благодаря ей, а ещё - тонны негодования в интернете. Культурную революцию "Арт-журналистика" обсудила на пресс-конференции с художницей Любой Шмыковой в рамках конкурса "Взлётная полоса", а потом нашла отголоски революции в Пермской художественной галерее.
Революция сделала своё дело
"На первых "Белых ночах" я была зрителем и посмотрела европейский цирк. Я поняла, что бывают не медведи на велосипеде, а что это искусство - очень красивое, трогательное, простое. Без сальто на батуте. Я тогда сидела, и у меня текли слёзы - у меня такая чувствительность, перекроет, реветь начинаю", - делится Люба Шмыкова. Во время культурной революции она стала молодой и успешной пермской художницей, а сейчас работает с детьми и подростками в Музее современного искусства PERMM.

Пермская культурная революция длилась примерно четыре года и принесла в Пермь именитых художников, новый музей, выставки и фестивали. "Новое" искусство воспринималось пермяками не очень тепло, да и сейчас, кажется, ничего не изменилось. Большинство участников конкурса застали лишь конец той самой революции, но Люба отмечает: "Культурная революция сделала своё дело. Люди захотели здесь оставаться. Это оказалась огромная площадка для вдохновения. Мир перевернулся".


Отголоски революции
Диалог продолжается
Новое со старым уживаются в Пермской художественной галерее
Конференция сменяется творческой командировкой, и вот мы в Пермской художественной галерее, среди классических и не очень картин. Временная выставка - о Павле Соловьёве. На ней собраны и биография конструктора, и живопись - например, авангардная. Люди проходят мимо авангардных композиций, не обращая на них внимания. Впрочем, и у классических портретов они останавливаются ненадолго.
Что такое современный музей? Это нечто большее, чем пространство, в котором проходят выставки. Это центр, где ты можешь как-то иначе, чем в кафе, провести своё время, прикоснуться к этому "нечто", что принято называть высоким. В Галерее проходят лекции, курсы копирования живописи, есть детская художественная студия. С этой стороны галерею можно назвать современным музеем. Это позиция и руководства галереи - чтобы она была больше, чем музей.

Но для того, чтобы реализовать идею современного музея, нужна определённая база: здание, финансирование, нормальное количество профессиональных кадров. Отвечает ли галерея этим требованиям? Нет.

Анна Иванько
Специалист по связям с общественностью в Пермской художественной галерее
Пермская культурная революция повлияла и на Галерею. В "революционные" времена здесь появился отдел новейших течений. Но выставки современных художников, по словам Анны Иванько, Галерея устраивала задолго до музея современного искусства, культурная революция лишь катализировала этот процесс.
По словам Анны Иванько, коллектив галереи разделился на две части: "те, кто понимает и принимает только классические догматы искусства, и те, кто исходит из позиции, что искусство - это игра, и давайте играть вместе". Но это явление - не только узкопрофессиональное, но и общественное, и это нормально, уверяет Анна. Такая конфронтация создаёт условия для диалога.

А пока посетители бегло смотрят в глаза деревянным скульптурам и шагают через залы временной экспозиции, диалог продолжается - а вместе с ним и революция, возможность для нас, молодых и успешных.
Материал подготовила Алиса Кузнецова
Творческое объединение "Арт-журналистика"
Made on
Tilda